! Сегодня
Приветствуем Вас на страницах информационно-познавательного онлайн журнала

По одежке встречают

2012/09/19

История происхождения выражения по одежке встречают (рисунок Б. Ольшанского) Выражение — «по одёжке встречают» сейчас приобрело несколько другой смысл, хотя не утратило своего значения.

Исторические изменения очень сильно затрагивают словарный состав языка. С течением времени часть слов и выражений полностью исчезла из русского языка, некоторые изменили свои значения.

В повседневной жизни мы часто используем разнообразные фразеологические обороты не задумываясь о глубоком смысле, не придаём значения, так как не знаем историю их происхождения.

Сегодня в выпуске альманаха для любознательных «Хочу всё знать» поговорим о истории происхождения выражения – «по одёжке встречают» и узнаем о тайных знаках одежды древних Русичей.

Значение и история происхождения выражения – «по одежке встречают»


В современном понимании одежда и внешний вид – это первое впечатление которое складывается о человеке.
Встречают по одёжке – означает, что не всегда первое впечатление о человеке совпадает с тем, что узнаешь о нём позже, более тесно пообщавшись.

Встречают по одёжке – при первой встрече с незнакомцем прежде всего бросается в глаза его внешний облик, как он одет, ухожен, начищены ли ботинки и т. п. Но даже человек в бедной одежде может заинтересовать своими познаниями, а богач может оказаться глупцом, с которым будет совершенно неинтересно.

История происхождения этого фразеологизма, как и многих других исконно русских выражений, корнями уходит в далекие времена древней Руси. Давайте рассмотрим какой смысл вкладывали наши предки в выражение «по одёжке встречают».

Тайные знаки одежды древних Русичей


История происхождения выражения (рисунок Б. Ольшанского) Одежда наших далеких предков была их визитной карточкой и давала полное представление о человеке. По одежде можно легко было определить не только какого рода человек и из каких краёв, но и семейный ли человек, чем он занимается, и даже сколько у него детей.

В каждой местности одежда была разная, и по покрою одежды можно было легко определить откуда человек. Одежда достаточно четко отображала статус человека и его общественное положение.

На примере паневы – непременном атрибуте одежды замужней женщины, можно рассмотреть более подробно, как много можно было узнать о человеке.

И сразу станет понятно почему наши далёкие предки встречали по одежке.

Итак, женщины замужние поверх рубахи должны были носить понёвы. Незамужние девушки носили просто рубахи. Надо сказать, что в те далекие времена, паневы как обязательный атрибут замужней женщины наделялся такими эпитетами как «бабий хомут», или «бабья забота».

Характерное отличие паневы от любой другой юбки в том, что она изготавливалась обычно из трех (или более) кусков ткани, специально изготовленных на ткацком стане. Поскольку станок имел ширину от 35 см, именно это и диктовало количество полотен.

Женщины носили их всю свою жизнь, но с возрастом вид паневы менялся, и прежде всего количеством изображенных ерг.
  • перед приходом сватов и жениха — «печальный» наряд;— понева о 3 ергах
  • на третий день свадьбы молодая надевала поневу «под дары» и одаривала гостей платками, головными уборами, поневами, вынимая их из сундука с приданым
  • на свадьбу — праздничная панева после перехода в дом мужа — о 11 ергах
  • женщины в детородный период  — от 11, 9, 7 и 5 ергах.
  • «старуха» (начиная с 40 лет) — о 3 ергах (зачастую женщина сама выбирала время для смены)
  • глубокая старость (около 70 лет) — об 1 ерге. Тут узенькая белая ергическая полоска ткалась безо всяких узоров
 Особые правила выбора панев существовали в дни праздников и траура:
  • в первые дни праздников бабы наряжались в поневы об 9, 11 ергах, то есть в самые красивые. У праздничной поневы ширина бранья шире, краски сочнее, многоцветнее, узоры сложнее.
  • солдатка носила печальную поневу о 3-х ергах.
  • вдова носила печальные одежды и поневу об 1 ерге

По расцветке, орнаментации и украшению паневы намного более разнообразны. Часто свои варианты имели даже отдельные села. Однако из-за миграций при колонизации южных земель и проч. четко локализовать их по распределению цвета и орнамента трудно.
  • Основной тип — синяя клетчатая панёва, распашная или глухая, преобладавшая в бассейне Оки, в Рязанской, Курской, Пензенской, Тамбовской, Орловской, Воронежской губерниях.
  • Черная клетчатая встречалась в некоторых местностях Рязанской, Воронежской, Калужской губерний.
  • Синяя гладкая и красная полосатая панева — Мещерском районе, на севере Рязанской и в части Тамбовской губерний.
  • Красная панева — также в Тульской и Воронежской губерниях, то есть в бассейне Дона, а также в некоторых местностях Смоленской, Орловской и Рязанской губерний.
  • Расшитые шерстью тёмно-синие или чёрные клетчатые панёвы — в Воронежской губернии
  • Украшенные ткаными узорами, иногда очень сложными — в Калужской, Рязанской.
Вот так на примере паневы мы рассмотрели как наши далекие предки по одежде встречая,  могли распознать к какому роду принадлежит человек, из каких он краёв и массу другой информации.
Alla Cuvichico
Поделитесь с друзьями Хочу все знать